Как арендатору не стать жертвой мошенников, рассказали в Госдуме
9 января 2025
Прописка — устаревший советский термин, но он до сих пор используется в разговорной речи. Официально ему на смену пришло понятие «регистрация». Зарегистрироваться можно на какое-то время или навсегда. В зависимости от этого регистрация может быть постоянной — по месту жительства — или временной — по месту пребывания.
Местом жительства называют адрес, по которому человек проживает постоянно или большую часть времени. Отметку с адресом и датой начала регистрации ставят в паспорт. Срока у такой регистрации нет.
Место пребывания — это адрес, по которому человек находится временно. Отметку в паспорте в этом случае не делают, вместо этого выдают свидетельство. Срок временной регистрации — до 5 лет, но при необходимости его можно продлить.
При смене постоянного места жительства нужно сменить и прописку: на это есть 7 рабочих дней. Если постоянное место жительства остаётся неизменным, но по каким-то причинам вы живёте по другому адресу более 90 дней, нужно оформить временную регистрацию.
Регистрация необходима, чтобы пользоваться некоторыми государственными услугами.
Она может понадобиться:
И хотя закон не требует, чтобы при обращении за пенсией, ипотекой или для записи ребёнка в сад вы были прописаны, на практике получить любую из государственных услуг или взять кредит без прописки может быть сложно.
При нарушении правил регистрации вам могут выписать штраф. Его размер — от 2 до 5 тыс. рублей в зависимости от региона. Если вы проживаете не по месту прописки, но в том же регионе, штрафа не будет.
Регистрация никак не связана с оплатой коммунальных услуг. Оплачивать их должен собственник жилья, даже если сам по этому адресу не прописан.
Прописаться можно через:
При оформлении постоянной регистрации на «Госуслугах» за штампом в паспорте надо будет сходить в МВД — вас пригласят через личный кабинет на портале. Временную регистрацию можно оформить удалённо, а если потребуется бумажная копия, получить её позже в МФЦ.
Чтобы прописаться, понадобятся следующие документы:
С июня 2024 года прописаться и выписаться можно по доверенности. Если вы лично не можете обратиться в МВД, подать заявление за вас может представитель.
До этого закон не упоминал про использование доверенности, но и не содержал прямого запрета на это, поэтому на практике за пропиской чаще всего приходилось обращаться лично.
Теперь при помощи доверенности человек, которому нужно сменить регистрацию по месту жительства или пребывания, может сделать это через своего представителя. Это удобно, если вам нужно зарегистрироваться в одном городе, но вы находитесь в другом, если вы болеете или по каким-то иным причинам не можете заняться пропиской лично.
Так как при оформлении постоянной регистрации по месту жительства необходимо проставить штамп в паспорте, в доверенности должно быть указано право доверенного лица на использование чужого паспорта.
Доверенность должна предусматривать право представителя на:
В соответствии с новым законом документы на прописку можно оформить через представителя, предоставив ему нотариальную или приравненную к нотариальной доверенность.
Полный перечень доверенностей, приравненных к нотариальным, приведён в п. 2 ст. 185.1 закона № 51-ФЗ от 30.11.1994.
Среди них:
Госпошлина за оформление доверенности составляет 200 рублей. Помимо неё требуется оплатить услуги нотариуса. Размер платежа может составлять от 1,5 до 3 тыс. рублей.
Если вы находитесь за границей, доверенность можно оформить через консульство РФ. Она будет полностью соответствовать российскому законодательству. За услугу взимают сбор в размере 40 долларов США.
Если вам нужно прописать в квартире взрослого дееспособного человека в его отсутствие, получите от него доверенность на прописку, паспорт, возьмите документы на квартиру и обратитесь в МВД через «Госуслуги», МФЦ или паспортный стол.
Детей до 14 лет регистрируют по месту прописки одного из родителей, при этом согласие собственников и присутствие ребёнка не нужны. Регистрация ребёнка до 14 лет подтверждается выдачей свидетельства.
После достижения ребёнком возраста 14 лет правила регистрации такие же, как и при регистрации взрослых.
Граждане, признанные недееспособными, не обязаны присутствовать при регистрации, их представляет опекун. Для регистрации понадобится решение суда о недееспособности и акт об опеке или попечительстве.
Чтобы прописаться без собственника квартиры, понадобится нотариальная доверенность от него или его нотариальное согласие на регистрацию.
Доверенность можно составить для того, чтобы передать поверенному лицу комплекс прав:
Такой документ может действовать длительное время, в течение которого представитель сможет представлять интересы доверителя.
Нотариальное согласие на регистрацию — документ, который подтверждает согласие собственника прописать у себя в квартире другого человека. Его действие распространяется только на одну процедуру регистрации.
Если у жилья есть несколько владельцев, согласие понадобится от каждого.
Фото: freepik.com